Виды освещения: преимущества и недостатки

Основные виды производственного освещения и его нормирование по типам источника света

Существует единая система, которая выделяет лишь три основных вида. Во-первых, это естественное освещение. Соответственно, на нашей планете существует лишь один источник в дневное время. Это солнце. Солнечные лучи вполне способны предоставить достаточное количество света, как прямые, так и рассеянные, которые проникают посредством небосвода. Но достаточными они могут быть лишь в определенное время года и часть суток. Влияют ли факторы освещенности на травмобезопасность производства? Безусловно, да. Более того, на предприятиях с опасными условиями, наличие возможности визуальной оценки является залогом сохранения жизни и здоровья сотрудников. Нормативы естественного освещения производственных помещений и его нормирование – это вопросы, которые зависят от региона. В каждой части страны, длина солнечных дней отличается.

3.jpg

Поэтому для подкрепления создается и искусственный свет. Его источниками служат любые осветительные приборы от ламп накаливания до светодиодов.

Последний вид – комбинированная система. То есть, совокупное применение обеих методик. И чаще всего именно этот способ оказывается наиболее результативным.

Основные системы и виды производственного освещения помещений предприятий

Мы разобрались с функциональными особенностями и предназначением. Но существует еще и видовое разнообразие, хотя, и довольно узкое. На данный момент установленное законодательство выделяет три разных вида.

Общее

Это световое покрытие всей площади помещения. Оно учитывает локальные аспекты каждой зоны, может регулируемо изменять интенсивность, если в той или иной зоне это необходимо на данный момент. Но все же, ключевая особенность в том, что данный вид затрагивает все помещение в целом.И оно присутствует всегда. Говорим мы про освещение механического или швейного цеха, общий вид этого света всегда будет присутствовать.

osveshhenie-proizvodstvennyh-pomeshhenij-2.jpg

Местное

Это, напротив, локальные световые источники. Они направлены строго на одну конкретную зону, чтобы сотрудники в ней могли исполнять свои обязанности без всяких препятствий. Обычно необходимо в зонах, где проводится точная или опасная для жизни и здоровья работа.

Комбинированное

Расчет искусственного освещения производственного помещения обычно сложен, потому что применяется как раз этот третий тип. Это совокупная работа общего и местного света. Таким образом, достаточного уровня света не лишены ни рабочие локации, ни переходные зоны, ни вспомогательные. На участках, где проводится тонкая работа интенсивность повышена, там, где этого не нужно, хватает и основного потока от ламп.

Классификация

Упорядочить озвученные тезисы можно благодаря небольшой схеме. На ней мы отметим все описанные функциональные и видовые классы, в условиях единой системы.

16179420.jpg

Итак, учитывая ГОСТ, освещенность производственных помещений должна удовлетворять нескольким критериям.

Освещенность

Рассчитывается данный показатель в специальных единицах – Lux. Они обозначают количества света на отдельно выбранном участке. И что примечательно, требования сильно меняются в зависимости от типа деятельности в данной локации. Если речь идет об обычной надзорной деятельности, где кроме наблюдения особой работы в принципе не предусмотрено, можно обойтись минимальными параметрами. Это 200 Lux. А вот если речь идет о высокоточных работах, где служащий вручную осуществляет деятельность, от которой зависит качество полученного товара, то уровень должен быть в десятки раз выше. Иногда до четырех тысяч Lux.

Цветовая температура

Уровень освещенности в производственных помещениях в этом аспекте основывается на цветовой принадлежности света. Это вечный камень преткновения, если нет четких стандартов. Конечно, если в данном помещении по регламенту положена высокая цветовая температура, то используется пять тысяч К. Это чистейший белый оттенок. А если таких требований не предусмотрена, то обычно критерий снижают до двух с половиной тысяч К.

Камнем преткновения мы данный аспект назвали потому, что теплые оттенки позитивно влияют на душевное равновесие, мораль человека, успокаивают его. Но снижают продуктивность. А вот холодный цвет, напротив, способствует концентрации внимания, но может понизить настроение, даже ввести в депрессию при постоянной систематичности.

Индекс цветопередачи

Данный параметр не всегда имеет важность. Суть состоит в том, что чем выше значение, тем более реальные цвета объектов вокруг человека он фиксирует своей зрительной системой. Высокий критерий необходим в ряде специфических областей. Стоит знать, что для достижения эффекта высокого индекса, необходимо использовать диодные устройства. Галогеновые или лампы накаливания уступают в этом аспекте. Но все же, редко, когда понадобится расчет освещения по нормам для производственного или складского помещения конкретно с учетом такого параметра.

Частота мерцания

Данный критерий, как величина измеряется в Гц. Зачастую люди сталкиваются с этим понятием при выборе монитора или телевизора. Действительно, мерцающий источник света должен обладать очень высоким количеством Гц, чтобы наш глаз не успевал фиксировать это. Тогда эффект мерцания не будет напрягать зрительную систему, она просто отфильтрует этот аспект. А если уровень низкий, то это сказывается негативно и на зрении, и на самочувствии. Поэтому при использовании, к примеру, люминесцентных лам, всегда нужно держать параметр выше 300. А лучше выше в разы. Пример расчета освещения производственного помещения обязательно должен включать этот показатель при использовании люминесцентных ламп на предприятии.

Показатель ослепления

Специфический параметр. Он используется в случаях, если источник света очень сильный и интенсивный, фактически может слепить человека. К тому же, значение вырастает, если объект, на который направлено внимание сотрудника визуально и в цветовой гамме практически не отличается от окружающей среды. К примеру, уборка снега при ярком солнце. Актуально для норм аварийного освещения на складах. Ведь аварийные источники часто достаточно сильные, можно серьезно повредить оболочку глаза.

Равномерность

Перепады интенсивности светового потока всегда несут негативный характер. Чем они выше, тем сильнее глазу человека приходится перестраиваться, адаптироваться каждый раз. Соответственно, глаза устают, а зрительная система повреждается. Поэтому, данный параметр всегда необходимо держать в сбалансированном виде. К примеру, нормы искусственного освещения металлообрабатывающих цехов не допускают разброса равномерности.

Коэффициент мощности

Этот аспект отражает логичное распределение энергии. Как бы не старались современные инженеры, но совершенных приборов не существует. Поэтому часть энергии, которую они получают, направляется не на создание самого потока, а на нагревание устройства. И чем выше этот показатель, тем сильнее происходит нагревание. Это пагубно сказывается на экономической стороне вопроса. Во-первых, просто приходится оплачивать больший объем энергии. Во-вторых, устройство быстрее выходит из строя, может перегреться и повредиться, его придется заменять новым. Таблицу удельной мощности освещения для цеха и иных предприятий можно найти в СанПине, СНиПе и сопутствующей документации.

Виды естественного освещения

Естественное освещение является для каждого человека необходимым и самым благоприятным. Однако на ряду современных технологий оно попросту не способно обеспечить человеку нормальную жизнедеятельность. Еще в древности люди начали искать ему альтернативу, а именно – искусственное освещение. Узнайте о том, как сделать освещение в детской.

Заполняющее

Такая разновидность света полностью соответствует своему названию: свет будто бы заполняет все пространство между объектом и фотоаппаратом. Чтобы создать этот вид освещения, необходимо разместить световой источник на прямой от фотоаппарата к модели. Зачастую заполняющий свет используется в паре с рисующим, в таком случае он освещает все фронтальные участки, куда рисующий не попадает. От силы светового потока напрямую зависит контрастность фотографии.

Когда такое освещение применяется, как самостоятельное, оно становится тональным. Это значит, что заполняющим светом определяется лишь тональность фотографии, тени на нем практически отсутствуют. Таким образом, характер изображения можно передать исключительно с помощью регулировки мощности светового потока и цветового решения самого кадра, не отдавая главную роль контрасту. Придать положительный характер фотографии можно с помощью ярких и светлых объектов, мощного светового потока. Чтобы вызвать у зрителя противоположные эмоции, следует сделать все наоборот.

В общем, заполняющий свет следует использовать в тех случаях, когда нужно смягчить контраст от рисующего. Такой вид освещения отлично подходит для создания портретов, так как делает светотеневые переходы плавными, объемы более выразительными, а также придает реалистичности.

Плюсы:

  • Возможность контролировать тональность фотографии;
  • Мягкие светотеневые переходы;
  • Выразительность объемов.

Минусы:

  • Минимальное количество теней при одиночном использовании.

Как происходит управление системой освещения

Управление всеми приборам освещения водитель осуществляет из салона транспортного средства с помощью специальных переключателей.

Включение ближнего и дальнего света, противотуманок и габаритов в большинстве моделей машин осуществляется с помощью подрулевого переключателя или клавиши на панели приборов:

  • первое положение переключателя – все приборы выключены;
  • второе положение – включаются габариты;
  • третье положение – загорается ближний свет фар.

Также переключатель, размещенный с левой стороны под рулем, обеспечивает смену ближнего и дальнего света в передних фарах.

При наличии противотуманок на переключателе может быть установлена дополнительная секция, регулирующая включение и выключение ПТФ. Также управление может происходить с помощью отдельной клавиши.

Комбинированный переключатель используется и для введения в действие правого и левого поворотников. Но при этом аварийная сигнализация включается с помощью отдельной клавиши, находящейся на приборной панели.

Многие элементы системы освещения загораются автоматически при выполнении определенных действий со стороны водителя:

  • стоп-сигналы – при нажатии на педаль тормоза;
  • фонарь заднего хода – при включении задней передачи;
  • приборы освещения багажника и бардачка – при их открытии;
  • подсветка ног водителя и габариты в дверях – при открытии двери.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий